"Откуда вам знать, что когда вы отворачиваетесь, столы за вашими спинами не превращаются в кенгуру?" - формула субъективного идеализма, повергающая в ужас некоторых рациональных взрослых, здорово описывает несгибаемую детскую веру в чудесную сказку и в тайную жизнь домашних игрушек.
Американская писательница Кейт Дикамилло подарила такую жизнь игрушечному кролику по имени Эдвард. Мало того, что этот красавец сделан из чистого фарфора (дзинь!), он ещё и чопорный английский джентельмен. Казалось бы, ему предназначена полная самолюбования великосветская жизнь, но его кукольной судьбой правит неожиданность. Эдвард путешествует от одного хозяина к другому, а по пути неожиданно для себя учится состраданию и любви.
Спектакль Глеба Черепанова по книге Дикамилло идёт в МХТ им. Чехова с 2103 года. Кролика играет актёр Валерий Зазулин (в другом составе - Кузьма Котрелёв). Он одет, как резидент Comedy, говорит с подзвучкой, будто компьютерный герой. Его речь, в которой он по большей части высмеивает своё окружение, - очень молодёжная, едкая; речь избалованного эгоистичного ребёнка, который не говорит, а по большей части поддакивает исподтишка, как вечно раздражённый комментатор, что и веселит детей больше всего. Его постоянно сажают, поднимают, трясут, роняют, щиплют и дёргают, ему лезут в нос и в уши, и в целом обращаются с ним, как и положено обращаться детям с игрушкой.
"Удивительное путешествие кролика Эдварда" в МХТ длится 1 час 40 минут. За это время пространство малой сцены используется максимально. Художница Полина Гришина за основу взяла белый павильон, который наряжается преимущественно при помощи проекций. Действие то идёт в записи на занавесе, то схематично изображается рисунками на заднике, то разыгрывается при помощи нехитрых приспособлений (например, море изображает растянутая от кулисы до кулисы пищевая плёнка), то решается способами театра теней, а артисты порой удивительным образом вылезают будто бы из-под земли.
История про Эдварда - это совсем не комедия, но стоит ли говорить, что ни один ребёнок не пойдёт в театр за нравоучениями (даже если этого жаждут его родители). Эта сказка - длинная метафора про жизнь маленького героя, и, продолжая традицию Андерсона, она заставляет не только смеяться, но и грустить. Здесь дети, видя, что им дают возможность быть собой, делают это сами, без маминых комментариев и подсказок.