5 семейных спектаклей на каникулы
Собрали проверенные спектакли на московских сценах, на которые здорово пойти всей семьёй.
В нашем списке не самые очевидные спектакли. Они запросто потеряются в афише среди массовых мероприятий, громких шоу, ёлок и постановок в известных театрах на известные сюжеты. Спектакли не объединены новогодней тематикой, зато сделаны по современным произведениям и талантливыми людьми.
А ещё они говорят с детьми на равных и понравятся родителям.
"Семейная пекарня" 6+
Где: театр "Практика"
Когда: 5 января в 12.00 и 16.00
Спектакль "Семейная пекарня" - это очень уютное, почти домашнее действие на сцене театра "Практика". В декорациях заправской пекарни режиссёр и единственный актёр спектакля Юрий Макеев замешивает самое настоящее тесто, знакомится со зрителями и рассказывает о своём путешествии по Франции. Вспоминает, как водил дружбу с мсье Жан Жюль Жаком - колоритным пекарем, который хранил и передавал по наследству рецепт великолепного хлеба своей семьи. Но это не просто рассказ: Макеев явно хочет, чтобы зритель мог вообразить самобытную оригинальность маленькой пекарни со 150-летней историей и мысленно прогуляться по Парижу, увидев его во всей красе. Поэтому "Семейная пекарня" - это настоящее иммерсивное действие с нешуточным интерактивом; без зрителей оно просто не состоится. Чтобы просеивать муку, говорить по-французски, участвовать в маленьких забавных сценках, рассказчику постоянно требуется помощь самых смелых девчонок и мальчишек, а также мам и пап. Пока зрители по очереди играют на сцене, в печках печётся живой хлеб, частичка которого достанется каждому ребёнку. Абсолютно каждому, даже если все 165 мест зала будут заполнены только детьми.

Лучшее в этом спектакле - вдохновение на совместное творчество и досуг, на семейный диалог об общих ценностях, о традициях, которые связывают поколения. Юрий Макеев - основатель проекта "Театр Вкуса", который даёт спектакли на разных сценах Москвы и называет себя не детским, а принципиально семейным. Поэтому и ходить в него надо всем вместе - с детьми от 6 лет, а также с бабушками и дедушками.
Фото взято из открытых источников
"Записки Черномора" 8+
Где: Центр драматургии и режиссуры
Когда: 5 января в 12.00
Спектакль по "Руслану и Людмиле" с элементами игрового, музыкального и теневого театра. На сцене всего один артист - Сергей Мелкоян, который всё делает сам: читает текст Пушкина, играет несколько ролей, расставляет декорации, вызывает на сцену детей из зала. Да, здесь много взаимодействия со зрителями, и оно тоже не чисто номинальное. Благодаря активной игре поэма становится понятной, несмотря на образные стихотворные метафоры. А ведь именно поэма, в частности, поднимает действие над простой анимацией до полноценного театрального зрелища.

События "Руслана и Людмилы" идут своим чередом, но они не рассказываются и не изображаются, а воспроизводятся множеством разных способов.
Вот, например, богатыри, которые отправляются спасать Людмилу: три мальчишки из зала, одетые в броню и усевшиеся на плюшевых коней, резво скачут по сцене.
Вот сцена битвы, представленная в виде компьютерной игры на цифровом заднике.
Вот поле брани в виде бумажных фигурок (мы видим лишь их двигающиеся тени).
А вот - борода Черномора, его главный волшебный артефакт. Борода растягивается на весь зал, до самых дальних рядов, и, подняв руки вверх, каждый зритель должен чесать её растопыренными пятернями. Так что совместного действия здесь хватит даже самым застенчивым.

"Записки Черноморца" маркирован как 8+. Это важно: ребятам младше будет не очень интересно. Зато старше - пожалуйста. И, кстати, взрослые тоже участвуют.

Режиссёр спектакля - Вячеслав Игнатов. Их с Марией Литвиновой театр "Трикстер" (кстати, дважды лауреат "Золотой маски") выступает на маленьких площадках и делает удивительные теневые постановки. Ещё один хит от Игнатова и Литвиновой в Центре драматургии и режиссуры - спектакль "Сказка, которая не была написана". Обратите внимание!
Фото взято из открытых источников
"Пингвины" 12+
Где: Московский театр юного зрителя
Когда: 2 января в 19.00
"Пингвины" сделаны по повести современного немецкого писателя Ульриха Хубба "У ковчега ровно в восемь" - одной из самых замечательных детских книг от издательства "Самокат". Герои этой забавной истории - пингвины - поднимают вопросы, которыми задаются все взрослые на свете. Они проверяют на прочность свою дружбу, узнают о предательстве, добре и зле, рассуждают о Боге. При чём рассуждают наивно, открыто и честно, совсем, как дети, которые сидят в зрительном зале.

У режиссёра Жени Беркович получился визуально стильный спектакль, чем-то напоминающий стендап. Коротко сюжет: Белая Голубка приносит пингвинам весть о грядущем Всемирном потопе и билеты на Ноев ковчег. Билета два, а пингвинов три. И в этом главная интрига, которая удерживает внимание зрителей без спецэффектов, драк, танцев и динамичного сюжета. Хотя спектакль и рекомендован на возраст 12+, 9-летним тоже понравится смотреть, как пингвины спорят о Боге, который получается то супергероем, то неведомым карателем, рассуждают о чувстве вины, пытаются решить уравнение, где три не равно двум. При этом их отношения друг к другу противоречивы и очень далеки от лубочной дружбы, которую показывают в советских мультфильмах.

Есть ощущение, что спектакль лучше смотрелся бы на камерной сцене; в МТЮЗе же его ставят на большой. Это решение оправдывают два момента: песня пингвинов на стихи самой Жени Беркович и масштабное мультимедийное явление Ноя (Игорь Ясулович), который здесь одновременно и проводник высшей воли, и просто менеджер этого заплыва, апокалиптичного, но какого-то не страшного.
Фото взято из открытых источников
"Удивительное путешествие кролика Эдварда" 8+
Где: МХТ им. Чехова
Когда: 3 января в 19.00
"Откуда вам знать, что когда вы отворачиваетесь, столы за вашими спинами не превращаются в кенгуру?" - формула субъективного идеализма, повергающая в ужас некоторых рациональных взрослых, здорово описывает несгибаемую детскую веру в чудесную сказку и в тайную жизнь домашних игрушек.

Американская писательница Кейт Дикамилло подарила такую жизнь игрушечному кролику по имени Эдвард. Мало того, что этот красавец сделан из чистого фарфора (дзинь!), он ещё и чопорный английский джентельмен. Казалось бы, ему предназначена полная самолюбования великосветская жизнь, но его кукольной судьбой правит неожиданность. Эдвард путешествует от одного хозяина к другому, а по пути неожиданно для себя учится состраданию и любви.

Спектакль Глеба Черепанова по книге Дикамилло идёт в МХТ им. Чехова с 2103 года. Кролика играет актёр Валерий Зазулин (в другом составе - Кузьма Котрелёв). Он одет, как резидент Comedy, говорит с подзвучкой, будто компьютерный герой. Его речь, в которой он по большей части высмеивает своё окружение, - очень молодёжная, едкая; речь избалованного эгоистичного ребёнка, который не говорит, а по большей части поддакивает исподтишка, как вечно раздражённый комментатор, что и веселит детей больше всего. Его постоянно сажают, поднимают, трясут, роняют, щиплют и дёргают, ему лезут в нос и в уши, и в целом обращаются с ним, как и положено обращаться детям с игрушкой.

"Удивительное путешествие кролика Эдварда" в МХТ длится 1 час 40 минут. За это время пространство малой сцены используется максимально. Художница Полина Гришина за основу взяла белый павильон, который наряжается преимущественно при помощи проекций. Действие то идёт в записи на занавесе, то схематично изображается рисунками на заднике, то разыгрывается при помощи нехитрых приспособлений (например, море изображает растянутая от кулисы до кулисы пищевая плёнка), то решается способами театра теней, а артисты порой удивительным образом вылезают будто бы из-под земли.

История про Эдварда - это совсем не комедия, но стоит ли говорить, что ни один ребёнок не пойдёт в театр за нравоучениями (даже если этого жаждут его родители). Эта сказка - длинная метафора про жизнь маленького героя, и, продолжая традицию Андерсона, она заставляет не только смеяться, но и грустить. Здесь дети, видя, что им дают возможность быть собой, делают это сами, без маминых комментариев и подсказок.
Фото взято из открытых источников
"Мама-кот" 6+
Где: Театр им. Маяковского
Когда: 2 и 8 января в 12.00
Легко любить похожих на себя и в то же время здорово, что все мы разные. Об этом повесть чилийского писателя Луиса Сепульведы "Мама-кот" и одноимённый спектакль Полины Стружковой в Театре Маяковского. Особое очарование он приобретает благодаря тому, что актёры здесь играют для детей по заветам Станиславского: как для взрослых, только лучше.

Эта ещё одна история про героя-Маугли: о том, как компания портовых котов вынужденно стала коллективной мамой маленькой чайке. Подрастая среди любящей, но чужой для неё стаи, чайка, разумеется, решила, что она тоже кот. Но в настоящей семье, где любовь и поддержка важнее всего, каждый неминуемо находит свой собственный путь. Пока верные своему обещанию коты пытаются научить чайку летать, портовые крысы, которых им долгие годы удавалось держать в узде, совсем распоясались...

Спектакль полон весёлых моментов и музыки в исполнении квартета голубей (композитор - Максим Леонидов). Музыка и юмор приходят на выручку некоторым затянутым сценам. Костюмы героев не изображают животных, но выпукло подчёркивают их характерные черты. Хотя в большей степени этому способствует активное актёрское существование. Артисты дурачатся, играют от всей души, вспоминая, видимо, каково быть ребёнком, которым командуют, или родителем, которому приходится это делать.

Художник Максим Краменко сделал из сцены порт с плавающими ящиками, брошеными снастями и бочками. Над портом раскинулось небо - цифровой задник. В спектакле случаются маленькие театральные чудеса: например, кульминационная сцена с полётом под музыку очень трогает маленьких зрителей. Всё потому, что они понимают: летать может только тот, кто осмеливается на это, вопреки всему!
Фото взято из открытых источников
Текст: Екатерина Данилова,
театроведческий факультет ГИТИСа-2025 (мастерская Г.А. Заславского)